Домовая резьба известна на Руси еще с языческих времен. Она не только служила оберегом и украшала дом, но и решала практические задачи: наличники закрывали щели между оконными рамами и бревенчатой стеной, а причелины не давали крыше обрастать сосульками
С течением лет культовое значение утратилось, для теплоизоляции стали использовать менее трудоемкие приемы, и, казалось бы, «деревянному кружеву» пора уйти в небытие, но и по сей день оно пользуется спросом.
Сегодня для строительства загородных домов довольно часто используют профилированный брус и оцилиндрованное бревно. Однообразные, как по линейке расчерченные стены обезличивают дом, делают его невыразительным и скучным. Резные карнизы, наличники, балясины и фризы, как ничто другое, способны придать ему индивидуальность и стиль. Более того, рука мастера может превратить непритязательную деревянную «коробку» в настоящее произведение искусства. Конечно, эту разновидность декора нельзя назвать массовой. Резьбу может позволить себе не каждый, особенно если речь идет об эксклюзивной работе, выполняемой на заказ. Но тем не менее фасады, украшенные причудливым деревянными узорами, отнюдь не редки.
Разновидностей резьбы существует великое множество, поэтому можно найти вариант на любой вкус. Самой древней считают плоскую, или глухую, резьбу, при которой на деревянной поверхности делают углубления и канавки, составляющие геометрический рисунок. Так в старину украшали торцы бревен, наличники и ставни.
Более сложной, а потому и более выразительной является рельефная резьба c выпуклым, объемным изображением.
Скульптурная резьба, как ясно из названия, предполагает создание самостоятельных, отделенных от фона фигур. В качестве примера можно привести традиционную голову коня, венчающую крышу избы. Ну а самая поздняя, притом и самая популярная в настоящее время — сквозная (ажурная, прорезная) резьба, выполняемая путем прорезания дощечек толщиной от 5 до 50 мм. По сравнению с другими видами деревянного декора она наиболее проста в исполнении, да и стоит дешевле. Но ее популярность объясняется не только этим. Сквозная резьба удивительно красива. Эффект от тонкого ажурного плетения многократно усиливается кружевной тенью, рисунок которой меняется в зависимости от угла падения солнечных лучей. А если украшения многоярусные (то есть доски наличников, причелин и подзоров накладываются друг на друга) да еще и окрашены в контрастные цвета, декоративный эффект усиливается еще больше.
Наличники, причелины и балясины не должны ни «проваливаться» в фасад, ни выпячиваться, а органично вписываться в общую композицию, создавая единое целое с другими элементами декора
Словарь терминов
Балясина – небольшой объемный или плоский столбик, поддерживающий перила ограждения.
Доска торцевая – орнаментальная доска, прикрывающая торцы выпусков бревен сруба.
Доска лобовая (красная доска, платок) – резной фриз на главном фасаде, помещенный над окнами. При каркасной конструкции фронтона она закрывала переход от бревен стены к его дощатой обшивке.
Дымник – деревянная труба для выхода дыма в курной избе, обычно резная.
Кисть – ажурная конечная часть причелины или полотенца.
Конек – верхний стык скатов кровли, прикрываемый охлупнем, а также фигурка, украшающая торец охлупня.
Курица (кокора) – искривленный ствол ели или ствол, вырубленный вместе с одним из корневищ, растущих перпендикулярно стволу. Крепится к слегам самцовой крыши и несет поток-водотечник.
Наличник – обрамление оконного или дверного проема, закрывающее щель между стеной и оконной или дверной коробкой. Зрительно выделял и подчеркивал проем.
Охлупень (охлоп, шелом) – выдолбленное бревно, прикрывающее конек кровли.
Подзор – резная доска, расположенная горизонтально под карнизом кровли крыльца.
Поток (водотечник) – брус с выдолбленным продольным пазом для водостока; в него же упираются нижние концы покрывающего кровлю теса.
Полотенце – резная доска, закрывающая стык причелин.
Причелина – доска, прикрывающая торцы слег.
Самец (щипец) – самонесущий треугольный фронтон. Верхняя часть этого фронтона называлась чело (очелье).
Серьга– резная доска, прикрывающая торцы бревен повала.
Слега – горизонтальное бревно, врезанное во фронтон.
Сорока – шпонка, скрепляющая коневую слегу и охлупень.
Ставни – одно- или двустворчатые резные затворы для косящатых окон.
Материальный вопрос
Очевидно, что материалом для резьбы служит прежде всего древесина. Преимуществ у нее множество — она красива, поддается обработке, пластична и прочна. Все это позволяет создавать сложные скульптурные фигуры довольно больших размеров. Но и недостатков хватает — пожароопасность, восприимчивость к атмосферным воздействиям, подверженность атакам грибка и насекомых. Памятники древнего зодчества дошли до нас лишь потому, что дерево, прежде чем пустить в дело, несколько лет сушили естественным образом и породы брали только те, что способны противостоять гниению. Но сейчас, с развитием химической промышленности, на фасадах можно использовать едва ли не все виды древесины. Вот наиболее популярные:
Осина и липа. Эти породы лучше других поддаются обработке, прочны и устойчивы к сколам. Осина, кроме того, почти невосприимчива к влаге, и изделия из нее пригодны для окрашивания водорастворимыми красками.
Клен и дуб устойчивые к сколам и вмятинам, твердые, а потому сложные в проработке деталей. Еще один недостаток — высокая цена. Плюсы — прочность и респектабельный вид.
Лиственница очень твердая и трудная в обработке, подвержена образованию сколов и отслаиванию. Но зато она устойчива к воздействию влаги, а потому долговечна. Со временем древесина приобретает очень красивый серебристый оттенок.
Ель и сосна — смолистые породы, при сушке подверженные растрескиванию. Работа с ними требует навыков и крайней аккуратности. Плюсом является ценовая доступность. Древесина ели и сосны наиболее распространена в центральной части России, и потому пользуется популярностью. При грамотном уходе украшения из нее могут служить долгие годы.
Для домовой резьбы подходят только качественные доски из массива (клеевые швы в первую очередь подвержены растрескиванию при использовании изделий вне помещений). Влажность древесины — не более 8–12%, геометрические параметры доски: толщина 18–20 мм, ширина до 190 мм. Не рекомендуется брать очень длинные ламели, 1,5–3 м — вполне достаточно, чтобы было удобно работать как при выполнении резьбы, так и при монтаже изделий. Нужно помнить, что чем короче доска, тем меньше вероятность поломки резных декоров при установке. Да и заменить такой элемент проще.
Пиломатериал отбирают с минимумом сучков на лицевой части будущих изделий. Причем все они должны быть живыми и не выпадать
Защиту древесины от агрессивных воздействий сейчас обеспечивают грунтовки и пропитки. Предотвратить возгорание способны антипирены, которые дают долговременный огнезащитный эффект. В качестве «лекарств» от грибка, плесени и насекомых-древоточцев выступают антисептические пропитки. Наносить их нужно как минимум в два слоя, на сухую и чистую поверхность. Как правило, мастера делают это при помощи кисти, валика или распылителя, а мелкие детали окунают в раствор. Особое внимание следует обращать на торцы, которые наиболее интенсивно впитывают влагу. Обрабатывать резные изделия желательно до установки, иначе места стыков не будут защищены антисептиками. Обновление защитного покрытия рекомендуют производить каждые 3–4 года.
Ну а после того, как резные украшения установлены на свои места, их следует окрасить, защитив от ультрафиолетовых лучей. Если этого не сделать, древесина очень быстро постареет, растрескается и приобретет некрасивый серый оттенок. Специальные краски для дерева в огромном количестве предлагает рынок. Существуют лессирующие составы, которые оставляют видимой естественную фактуру древесных волокон, и кроющие, образующие плотный декоративно-защитный слой. Обычно для рельефной резьбы берут прозрачные краски, а для ажурной — непрозрачные.
Экономить на защитных и декоративных составах, по меньшей мере, неразумно. Обидно будет видеть, как дорогостоящее деревянное «кружево» рассыхается лишь потому, что были выбраны некачественные дешевые ЛКМ
Альтернативой древесине может стать деревянный композит — листовой материал, изготавливаемый из древесной стружки методом горячего прессования. В качестве связующего выступает вещество природного происхождения — лигнин. Готовые изделия обрабатывают эвкалиптовой смолой.
Данный материал менее восприимчив к капризам погоды, нежели древесина, да и стоит заметно дешевле. Среди очевидных плюсов также отметим тот факт, что из композита, поставляемого в довольно больших листах, можно изготовлять крупногабаритные предметы декора — ажурные стенки беседок, украшения для крыльца, элементы садового дизайна и т. д. Но главное преимущество материала в том, что прочность его позволяет вырезать очень тонкие рисунки. Правда, это могут быть только прорезные украшения. Рельефную или скульптурную резьбу выполнить не получится — лист композита тонок, так что резцу мастера просто негде разгуляться. Обрабатывают материал вручную или на станках с цифровым управлением.
Украшая дом резьбой, очень важно соблюдать меру. Переборщив с декорами, можно превратить респектабельный особняк в пряничный домик
Цена изделий из древесного композита зависит от сложности резьбы — чем более ажурный вариант вы выбираете, тем выше будет стоимость. И конечно, изделия, в которых несколько слоев, будут дороже однослойных. Скажем, наличник стандартного размера может обойтись в сумму от 18 000 до 27 000 руб. Декоративные элементы поставляют полностью готовыми к установке, с прилагаемой схемой сборки, но можно заказать и фирменный монтаж.
Процесс заказа и монтаж
Услуги по украшению фасадов предлагают как частные мастера, так и ряд небольших компаний. Художники по дереву, работающие индивидуально, могут сотворить не только резное «кружево», по старинке выпиленное лобзиком из тонких, от 15 до 30 мм, дощечек, но и рельефные и скульптурные предметы декора. А вот фирмы, как правило, специализируются на ажурных изделиях, изготавливаемых машинным способом — при помощи лазерной установки и станков с цифровым управлением.
Выбор декоров зависит от множества факторов. Это и геометрия здания, и его этажность, и конструкция крыши, и, конечно же, форма оконных и дверных проемов. Очевидно, что универсальных украшений, подходящих к любому строению, крайне мало. Обычно домовую резьбу изготавливают на заказ, и цена определяется в каждом конкретном случае в зависимости от сложности изделий. Рисунок может быть выдержан в любом из традиционных стилей или сделан по предоставленным эскизам.
После того как определена общая концепция, на объект выезжает замерщик. На основе полученных данных специалисты компании разрабатывают подробный дизайн-проект, и заказ отправляется в работу. На изготовление домовой резьбы уходит в среднем от одного месяца до трех.
Крепят элементы домовой резьбы сухим способом — гвоздями или, что предпочтительнее, саморезами с цинковым покрытием, которое обезопасит от появления потеков ржавчины. Ажурные предметы декора в местах крепления рекомендуют предварительно засверливать, чтобы тонкие дощечки не растрескивались в процессе монтажа. В некоторых местах, особенно при установке легких внешних планок, возможна фиксация с помощью клея для наружных работ. При грамотном монтаже и пост-обработке резные украшения будут служить многие десятилетия.