Во время дачного отдыха не хочется лишать себя солнечных лучей, поэтому многие предпочитают беседки и перголы с прозрачной крышей. Даже автомобильные навесы нередко делают светопроницаемыми, чтобы не затенять участок. И лучший кровельный материал для таких конструкций — поликарбонат
Поликарбонат пользуется у дачников огромной популярностью, и это можно понять. Это пластик (разновидность органического стекла) пропускает до 80% солнечного света. И отсекает при этом коротковолновые УФ-лучи, вредные как для человека, так и для многих отделочных материалов. Он намного легче стекла, проще его в монтаже и доступнее по цене. Производителям удалось удешевить дорогостоящий полимер, отказавшись от монолитных панелей в пользу сэндвичей из тонких листов, скрепленных между собой дистанционными перемычками.
Листы поликарбоната можно гнуть, что позволяет создавать арочные конструкции. А довольно широкая цветовая гамма открывает перед дизайнерами немало возможностей.
Навес или крыша из поликарбоната обойдется не дороже, чем аналогичная конструкции из гибкой черепицы или кровельного железа
Но, к сожалению, поликарбонат — материал не без недостатков. Под солнечными лучами он постепенно мутнеет, выцветает и покрывается трещинами. Остановить этот процесс нельзя — через 10-12 лет эксплуатации оргстекло нужно будет поменять на новое. Но, учитывая доступную цену материала, это не должно вызывать затруднения. Главное, чтобы несущий каркас был сделан грамотно, тогда замена покрытия не составит проблем.
И автомобильные навесы, и крыши беседки порой имеют довольно сложную форму. Это может быть односкатная, двускатная или многощипцвовая конструкция. Большой популярностью пользуются скругленные (арочные) скаты. С них быстрее всего стекает дождевая вода и скатывается снег. Правда, при сильном ветре поликарбонатный «парус» может сорвать. Чтобы этого не случилось, листы материала нужно крепить с шагом не более 35-50 см.
Для крыш беседок, навесов и козырьков используют поликарбонат 8-10 мм. Брать более толстые листы попросту незачем — они разработаны для «теплых» конструкций
Есть и еще один важный момент, связанный с крепежом. Несмотря на то, что листы поликарбоната не сильно изменяются в размерах при колебаниях температуры и влажности, нужно давать им некоторый простор для движения. Для этого отверстия под шурупы или болты делают на 3-5 мм больше необходимого. А чтобы конструкция не протекала, ставят особые пластиковые шайбы с уплотнением.
Но прежде, чем дело дойдет до крепежа, нужно соорудить надежный, прочный каркас. Проще и дешевле всего собрать его из стальных труб прямоугольного сечения. Стропилами служат трубы со стороной 30-50 мм. Для обрешетки обычно берут более тонкие — 20×20 мм, и укладывают их горизонтально с шагом 60-80 мм. Конструкцию собирают, используя болты, саморезы и уголки, и окрашивают красками по металлу, чтобы защитить от коррозии. Можно также использовать для каркаса алюминий — он не подвержен коррозии, а значит, крыша будет долговечной и надежной. Но только обойдется она приблизительно в 2,5 раза дороже аналогичной стальной.
Чтобы сделать криволинейный каркас для арочной крыши, металлические трубы изгибают при помощи роликового станка
И конечно, крыши беседок и автомобильных навесов нередко делают из древесины. Но только из клееной! Массивные брусья коробятся под воздействием влаги, что приводит к серьезным деформациям. Листы поликарбоната при этом трескаются, а между ними возникают глубокие щели.
Листы поликарбоната следует укладывать таким образом, чтобы ребра жесткости были перпендикулярны карнизам. Чтобы ячеистые панели не засорялись, торцы следует закрывать. В те, что расположены у конька, вставляют герметичные профили-заглушки из того же поликарбоната, для карнизов же используют специальную ленту с крошечными отверстиями, через которые будет стекать конденсат.
Для стыковки поликарбонатных панелей используют специальные профили из того же материала и замазывают стыки полибутиленовой мастикой. Обычные герметики на основе силикона и акрила для этих целей, к сожалению, не годятся.
После сооружения навеса или крыши необходимо организовать систему водостока, иначе после ливней внизу будут собираться лужи, и со временем земля превратится в болото. Обычно на конструкциях такого рода устанавливают пластиковые желоба и трубы — они дешевле металлических, и почти не уступают им в долговечности. Воду отводят в колодец, сточную канаву или ближайший водоем.