ГлавнаяПрактикаСделай самСтарое чешское...©zaggo.ru
Старое чешское...

Реставрация и редизайн старого чешского кресла своими руками

Юлия Лешкевич 15 февраля 2023

Сегодня мы представляем вашему вниманию проект нашего редактора. Юлия Лешкевич поделилась личным опытом реставрации старого чешского кресла «Лигна». Может ли неказистое, но потрясающе удобное творение чешских мастеров прошлого века, получить вторую жизнь?

Чешские кресла были популярны в СССР в семидесятых годах прошлого века. Удивительно, что сейчас, спустя почти 50 лет, они все еще продаются на досках объявлений, и стоят порядка 8 000 — 12 000 руб. в состоянии «под реставрацию». Обновленные — в два-три раза дороже. И это неудивительно. Изделия от «Лигна» отличались продуманной конструкцией и удивительным комфортом, поэтому я долгие годы отказывалась вынести на свалку «эту рухлядь». Но облупившийся каркас и полинявшие подушки все больше вгоняли в уныние, и наконец я решилась на обновление.

Реставрацию придется вести в непростых условиях. Не имея мастерской, я вынуждена работать в квартире, на пяточке не больше 2 м². Специальных инструментов и запаса древесины у меня нет, а домашний питомец исключает использование морилок и лаков с сильным запахом. С другой стороны, я уже не раз работала с деревом и красками, а в «закромах родины» лежат бор-машинка, дрель, надфили и пара хороших резаков, так что шансы на успех довольно высоки. Итак, приступим.

Прежде всего я разбираю кресло и снимаю резиновые ремни, которые, к счастью, не утратили эластичность. Осмотр каркаса показывает, что за 45 лет древесина не вздулась и растрескалась, а значит, капитальный ремонт не нужен. Но без косметического, увы, не обойтись, и работы будет много.

Покрывающий кресло лак практически полностью стерся на подлокотниках и ножках. При этом сиденье и спинка сохранили изначальный глянец. Проблема еще и в том, что дерево пропитано морилкой, которую невозможно ни смыть, ни соскрести — только перекрыть ее более темным составом. Но угольно-коричневый каркас совершенно не вписывается в дизайн комнаты, и единственное, что остается, это окрашивание. Впрочем, сначала нужно решить проблему с лаком. Красить его — все равно что красить стекло.

Даже самая качественная краска не продержится долго на глянцевом, стекловидном лаке. Особенно если речь идет о таком «тактильном» предмете, как кресло

На этом этапе я сталкиваюсь с первыми трудностями. Попытки снять лак наждачной бумагой ни к чему не приводят — его не удается даже поцарапать. Я беру в руки бор-машинку с шероховатой насадкой, и вновь неудача. Лак плавится, засоряя абразив.

Возможно, покрытие можно смыть? Я обращаюсь за советом к поисковым системам и выясняю, что полиэфирный лак, которым покрывали мебель в середине прошлого века, не берут никакие растворители. Бессильны даже самые современные «агрессивные» препараты. Единственное эффективный способ — нагрев строительным феном, который я, кстати, давно собиралась купить.

Приобретя простенькую бюджетную модель, я беру ее в руки... и снова неприятный сюрприз. Под струей горячего воздуха лак действительно плавится, но источает при этом сильнейший «химический» запах. Ядовитые пары не пойдут на пользу ни домочадцам, ни коту, который смотрит на меня с удивлением и укором. Значит, лак придется снимать вручную, то есть циклевать каркас. Забегая вперед, скажу, что я еще не раз пожалею об этом решении.

В качестве циклей я использую резаки по дереву, которые справляются с своими задачами на удивление хорошо. И все же соскребание лака оказывается делом долгим и утомительным. Окаменевшее покрытие не желает сдаваться без боя, так что мне приходится прилагать немалые усилия. Особенно трудно дается спинка, из-за сложной формы и тонких деревянных реек, которые требуют бережного обращения. По правилам перед реставрацией эту деталь нужно было разобрать, но клеевые соединения держались крепко, и я решила не чинить то, что не сломано.

Нужно сказать, что в процессе работы я не уставала восхищаться мастерством чешских мастеров. Все детали каркаса плотно подогнаны друг к другу, а углы и грани имеют идеальную геометрию. Только пара соединений «шип-паз» немного разболтались, но это легко исправить. Я разбираю сопряжения, очищаю из от старого клея и мусора и снова склеиваю столярным клеем. После его высыхания вкручиваю в каждый шип 1-2 самореза.

Чтобы саморезы не портили вид, их утапливают в тело древесины и закрывают шпатлевкой. После шлифовки и окрашивания место установки крепежа будет совершенно незаметно

Во время работы выясняется, что кресло уже ремонтировали тем, что было под рукой, вкрутив в подлокотники и одну ножку дополнительные болты. Отверстия для подлокотников мне еще пригодятся, а вот то, что в ножке, нужно закрыть. Использовать для этого шпатлевку неразумно, так как она предназначена для заделки мелких трещин и царапин. Если заполнить жидкой пастой большое углубление, она неизбежно растрескается. Разумнее поставить «заплату» из дерева. Я вставляю в отверстие смазанный клеем березовый шкант, который, к сожалению, оказывается чуть тоньше, чем мне нужно. Но это легко исправить при помощи нескольких щепок, вставленных по периметру. После того, как схватится клей, останется только спилить лишнюю древесину и хорошенько отшлифовать.

На одном из подлокотников обнаружился выломанный кусок древесины. Шпатлевка для заделки этого повреждения тоже не подойдет, а сложная форма углубления исключает использование шкантов. По законам столярного мастерства на этом месте нужно вырезать прямоугольный паз, вклеить в него новый кусок бука и «доработать напильником». Но у меня нет ни инструментов, ни древесины, ни квалификации. Придется искать другой выход.

Мне нужен прочный и быстросохнущий ремонтный состав, не склонный к усадке. На эту роль прекрасно подходит секундный клей, смешанный с пищевой содой — рецепт, который я давно собиралась попробовать. Теоретически в качестве наполнителя можно использовать любой порошок вплоть до сигаретного пепла, но в доме никто не курит, а пачка соды уже несколько лет стоит едва начатая. Ну что ж, попробуем.

Прежде всего я тщательно очищаю поврежденное место. Чтобы ремонтный состав не потек в паз, закрываю его куском плотной полиэтиленовой пленки и фиксирую его куском обычного пластилина. Наношу грунтовочный слой клея, а дальше работаю послойно: несколько капель клея, немного соды, дождаться высыхания, повторить. Смесь твердеет моментально, образуя твердый, но хорошо поддающийся шлифовке композит. Я обрабатываю его шлифовальной машинкой с абразивной насадкой, а потом закрываю оставшиеся неровности шпатлевкой.

Любую поверхность перед окрашиванием необходимо тщательно выровнять. Краска не только скроет неровности и огрехи, но напротив, подчеркнет их

Закончив с ремонтом, я ошкуриваю все детали. Теперь деревянный каркас нужно подготовить к окрашиванию, покрыв грунтом. Он сделает поверхность равномерно впитывающей и заполнит мелкие дефекты основания. Которые, к сожалению, оказалось намного больше, чем я ожидала.

При циклевании мне приходилось прилагать усилия, из-за чего на деревянной поверхности осталось множество мелких царапин. Поэтому пришлось еще раз шлифовать все детали, проверяя качество поверхности наощупь, и опять наносить грунт. Теперь я понимаю, почему при реставрации деревянной мебели мастера так редко прибегают к окрашиванию. Используя морилки и масловоск, можно закрыть глаза на некоторые изъяны древесины, ведь они лишь подчеркивают красоту природного материала. Но краска выделяет даже самые мелкие неровности, превращая качественную мебель в кустарную поделку. Такого эффекта я, конечно же, не хочу, поэтому не жалею на шлифовку не сил, не времени.

Наконец, когда все детали кресла отремонтированы, прогрунтованы и отшлифованы, настает время покупки краски. По рекомендации друзей я обращаюсь в магазин красок Дарьи Геллер и заказываю сверхпрочную титановую краску с интригующим названием «Меня спасет Марина». Ждать доставки пришлось больше двух недель, а когда посылка приехала... да-да, снова неприятный сюрприз.

Упаковка повреждена, и краска вытекла, размазавшись по банке. Потерь довольно много — хватило бы на подлокотник или ножку. Расстроившись, я пишу об этом производителю, но компания Daria Geiler встречает претензию ледяным молчанием. При стоимости 2 190 руб. за баночку в 500 мл ждешь сервиса получше, но у меня нет ни времени, ни желания выяснять отношения. Я просто переливаю краску в стеклянную тару и прячу в коробку, подальше от солнечных лучей.

Из-за нехватки свободного времени работы пришлось отложить на пару недель, а когда я снова взяла в руки краску, выяснила, что она расслоилась на пигмент и наполнитель. Впрочем, о плохом качестве продукта это не говорит. Расслаивание в той или иной степени свойственно практически всем краскам.

Чтобы решить проблему расслаивания, краску, вскрытую после длительного хранения, достаточно тщательно перемешать

Кисть для нанесения краски в данном случае не подойдет, так как ее ворс отпечатывается на краске, оставляя некрасивые полосы. Я использую поролоновый валик и стараюсь работать как можно более аккуратно, избегая потеков и капель.

После первых же мазков выясняется, что цвет краски не совсем тот, что мне нужен. «Меня спасет Марина» имеет глубокий, дорогой, но увы, слишком темный и холодный оттенок с лиловым подтоном. Мне нужно нечто светлее и теплее.

Покупать новую краску, а также ждать доставки и новых неприятных сюрпризов я не намерена. Поэтому я решаю изменить цвет той, что есть. Добавив немного белого грунта от того же производителя и поэкспериментировав с желтым и красным пигментами, я добиваюсь нужного результата.

Нужно сказать, что колеровка готовой краски — дело крайне рискованное, и решаюсь я на него только потому, что обучалась живописи. Но даже при этом я работаю крайне осторожно, добавляя пигменты по чуть-чуть и делая выкрасы.

После первого слоя краски я снова прохожусь по всем поверхностям наждачной бумагой, снова, уже в который раз, выявив нежелательный рельеф. После этого кладу еще два слоя краски, и уже окончательно шлифую поверхность, уделяя максимум внимания подлокотникам. Они будут всегда повернуты к свету, и любые неровности на них проявят себя некрасивыми бликами.

Справедливости ради должна заметить, что в работе «Марина...» показала себя наилучшим образом. Она хорошо ложится, быстро сохнет и, что важнее всего, совершенно не пахнет. Даже кот, контролирующий все мои действия, не проявляет недовольства

Результатом моих усилий становятся гладкие и приятные наощупь детали небесно-голубого цвета. Теперь нужно их собрать. Старая проржавевшая фурнитура давно отправилась на помойку. Я покупаю декоративные латунированные болты и гайки к ним, а также две пары дверных петель, которые будут скреплять сиденье и спинку. Возможно, сгодились бы и более дешевые мебельные петли, но я не уверена, что они выдержат нагрузку. Возвращаться к ремонту кресла даже ради такой мелочи, как замена петель, мне, конечно, не хочется.

Сборка кресла проходит без особых проблем. Единственная трудность возникла при установке петель. Вкручивать саморезы в старую древесину было, конечно же, нельзя — слишком велик риск растрескивания. Пришлось предварительно сверлить отверстия, а бук, окаменевший за долгие десятилетия, поддавался крайне неохотно.

Наконец-то каркас готов. Дело за малым — обновить подушки. Я приобретаю поролон толщиной 60 мм, переплатив почти вдвое. Дело в том, что этот материал не продают на отрез, и мне пришлось брать лист размером 1000×2000 мм. Мне же нужен всего один квадратный метр. Впрочем, остаток я могу использовать в следующем проекте.

Раскрой поролона такой толщины — не такое простое дело, как кажется на первый взгляд. Я использую канцелярский нож, смазанный жидким мылом. Это позволяет лезвию двигаться плавно, не застревая в пористом материале. Дело требует сноровки, которой у меня нет, и все же мне удается добиться приемлемых результатов. Идеально гладкий край, по сути, не нужен, важно лишь держать нож строго вертикально, чтобы не «завалить» боковую стенку будущей подушки.

Последний штрих — наволочки. Как любая уважающая себя женщина я долго выбираю ткань. От мечты о гобелене по мотивам творений Уильяма Морриса пришлось отказаться. Кот, запрыгивая на кресло, будет выдергивать коготками тонкие нити, и быстро превратит изысканное полно в лохмотья. Пришлось ограничиться обычным мебельным микровелюром Mix aquamarine от компании Vip Textil (565 руб./м.пог.). Полотно беру с запасом (2 м), чтобы хватило на пару подушек. Они нужны, чтобы «подружить» кресло со стоящим поблизости диваном.

И вот наконец-то кресло готово. Теперь подсчитаем убытки.

Материалы и фурнитура, использованные при реставрации кресла

Материал

Количество

Стоимость, руб.

Краска Daria Geiler, цвет «Меня спасет Марина»

500 мл.

2190

Грунт адгезионный Daria Geiler

300 мл

1490

Ткань мебельная Mix aquamarine (Vip Textil)

2 м.пог

1130

Шуруп мебельный с плоской головой латунированный (6,3×90 мм)

10 шт.

269

Гайка мебельная латунированная (М 6×15 мм)

16 шт

289

Поролон листовой 1000×2000×60 мм

1 шт.

2235

Почтовые расходы

-

1500

Итого

9 103

На досках объявлений отреставрированное кресло «Лигна» стоит порядка 20 000 — 30 000 руб. Усреднив до 25 000 руб. можно сделать вывод, что выгода составила 15 897 руб. А значит, затраты себя оправдали.

Чтобы кресло не выглядело одиноким, я покрасила остатками краски сосновую скамеечку, предварительной отшлифовав ее и прошпаклевав неровности. Рыхлая смолистая древесина требовала проникающей грунтовки, и я использовала автомобильный грунт красного цвета, который был под рукой. Затея себя оправдала — краска хорошо «зацепилась» за поверхность. Теперь у кресла есть компания.

Завершая тему, хочу сказать, что реставрация оказалась физически трудным, нервным, но потрясающе интересным делом. Результат стоит затраченных усилий: я получила в свое распоряжение винтажное кресло из массива бука, которое идеально вписывается в дизайн комнаты и существует в единственном экземпляре. Надеюсь в ближайшее время рассказать читателям о новых «мебельных» проектах. На очереди — пара старых дубовых стульев.

Подписывайтесь на наш канал в Телеграм, чтобы ничего не пропустить!
РУБРИКАТОР