Строительство энергоэффективных домов — устойчивая тенденция последних десятилетий. И сегодня оценить преимущества данной технологии можно не только по цифрам в теплотехнических расчетах, но и на конкретных примерах, подтверждающих аргументацию специалистов на практике. Причем такие «примерные» объекты во множестве есть уже и в нашей стране
Но одно дело — поставить пассивный дом с нуля, и совсем другое — превратить в него обычную загородную постройку, возведенную без использования каких-либо строительных инноваций.
Исходные данные
Речь пойдет о традиционной каркасной даче в Московской области. Это двухэтажное строение (1-й этаж 90 м² плюс мансарда) с подвалом и пристроенным гаражом. Теплоизоляционный контур стен (слой 150 мм) и кровли (200 мм) выполнен из минераловатных плит. В доме имеется дровяной камин, а также геотермальный тепловой насос с воздушной системой отопления. (Пожалуй, для тех лет, когда строилась дача — начало двухтысячных — такой агрегат можно отнести к разряду инноваций, что говорит об умении хозяев дома думать на перспективу: за прошедшее время оборудование оправдало все ожидания в плане эффективности его применения.)
Исходя из современных требований к энергосбережению, домовладельцы решили сделать свое жилище еще более комфортным и экономичным сточки зрения сохранения тепла, затрачиваемого на его обогрев, а следовательно, максимального сокращения соответствующей статьи расходов. Кроме прочего, это продиктовало необходимость замены энергоемкого теплового насоса, потребляющего до 5 кВт·ч, другим устройством.
Как известно, пассивными называют хорошо утепленные, правильно ориентированные по сторонам света герметичные дома-«термосы», на обогрев которых уходит минимальное количество энергии (менее 10% от того, что тратится на отопление обычного здания). За счет качественной теплоизоляции они полностью исключают теплопотери из помещений, а также с пользой расходуют тепло, выделяемое бытовыми электроприборами (телевизором, чайником и вплоть до лампочек в светильниках) и самими проживающими в доме людьми. Обязательное условие — наличие вентиляционной установки с рекуперацией тепла.
Обратите внимание: сделать дом пассивным в том смысле, как это определяют разработчики данной технологии, в реалиях российского климата не представляется возможным, поскольку достичь значения удельного потребления электроэнергии за отопительный период в 15 кВт·ч/м², справедливого для Центральной Европы, у нас никак не получится — зимы в России куда суровее. Забегая вперед, скажем, что после проведенной реконструкции удельное энергопотребление в описываемом нами доме составило порядка 40 кВт·ч/м² при температуре воздуха на улице до –23°С, а в помещениях — 18–20°С.
Ход работ
Утепление стен. Облицовка стен представляла собой навесной вентилируемый фасад с наружным слоем из оштукатуренных цементно-стружечных плит. Систему разобрали и вместо прежней контробрешетки, формировавшей воздушный зазор, смонтировали на несущем каркасе здания конструкцию из деревянных ферм и балок. Фермы облегченные, они состоят из двух стоек сечением 4 × 8 см, жестко скрепленных брусками-раскосами. Ширина конструкции — 25 см, шаг ферм — 60 см, что соответствует шагу стоек несущего каркаса.
Конструкцию закрыли полотнищем ветрозащиты, набили диагональную обрешетку, а поверх — контробрешетку, создающую вентзазор.
Далее обшили стены теми же фасадными плитами. Перед тем как установить верхний ряд облицовки, в ветрозащитном полотне проделали отверстия под шланг и с помощью специальной выдувной машины закачали в пространство между фермами эковату плотностью 60 кг/м³. Таким образом, толщина теплоизоляционного контура стен приросла на 250 мм и в целом составила 400 мм.
Промежуток в 30 см, оставшийся между нижней частью деревянной конструкции и отмосткой, заполнили плитами экструдированного пенополистирола и оштукатурили.
Эковата
Эковата, или, иначе, бумажный утеплитель, представляет собой целлюлозное волокно с пропиткой антипиренами для защиты от огня и антисептиками, предохраняющими материал от поражения микроорганизмами, насекомыми и грызунами.
Эковату закачивают, а точнее, задувают под давлением в конструкционные полости стен, кровли или пола, где она проникает в малейшие пустоты, образуя равномерный теплоизоляционный слой. Благодаря отсутствию в нем разрывов, становящихся мостиками холода, сопротивление теплопередаче строительных конструкций существенно повышается.
При соблюдении плотности укладки (30–40 кг/м³ для горизонтальных поверхностей и 60–70 кг/м³ – для вертикальных) бумажный утеплитель почти не дает усадки.
В отличие от минераловатной изоляции, нуждающейся в защите от водяных паров, эковата способна вбирать в себя излишки влаги и выводить ее наружу без ущерба для структуры волокна, то есть в создании сплошного пароизоляционного контура надобности нет, а значит, стенам из бревна и бруса обеспечивается возможность полноценно «дышать».
Утепление кровли. Дополнительно теплоизолировать кровлю можно было и со стороны помещения, но, чтобы не уменьшать высоту мансарды, это сделали снаружи.
Аккуратно сняв черепицу (по окончании работ ее вернули на место), на обрешетке смонтировали деревянные стойки высотой 30 см и установили новые стропила. Далее настелили ветрозащитную мембрану, сколотили контробрешетку и обрешетку и заполнили конструкцию эковатой, нарастив изоляционный слой на 300 мм. В результате толщина утепления крыши достигла 500 мм.
Кровля над верандой изначально была «холодной», так что ее просто теплоизолировали без сооружения дополнительной подконструкции.
В результате проведенной реконструкции достигнуто сопротивление теплопередаче наружных стен R = 10,0 м²·°С/Вт, кровли R = 12,5 м²·°С/Вт, что в три раза превышает прежние значения
Остекление веранды, замена конструкций. Поскольку веранда смотрит на юг, ее полностью остеклили, тем самым заставив энергию солнца работать на повышение энергоэффективности жилища. Под солнечными лучами помещение веранды нагревается, и благодаря стеклянной стене это тепло не рассеивается впустую, а используется системой рекуперации для обогрева дома. Почти все установленные здесь окна (обычные, с однокамерными стеклопакетами) ранее стояли в комнатах, но при реконструкции их место заняли энергосберегающие трехкамерные стеклопакеты толщиной 58 мм с заполнением камер аргоном. Наружные двери также были заменены.
Монтаж оборудования. На первом этаже под перекрытием проложили трубы водяного теплого пола и подключили систему к водонагревателю на 150 л. Агрегат мощностью 1,5 кВт функционирует в автоматическом режиме только в ночные часы.
Резервным источником отопления будет служить новая дровяная печь-камин на 8 кВт. Воздухообмен организован с помощью приточно-вытяжной установки с рекуперацией тепла, КПД которой составляет до 92%. Система предусматривает плавную регулировку производительности до 420 м³/ч.
Реконструкция дома была произведена в короткие сроки. Создание дополнительного изоляционного контура на каждом из фасадов здания (включая обратную установку облицовочных панелей) занимало три дня. Около недели велись работы на кровле, и несколько дней потребовалось на остекление веранды, замену окон и дверей и пр.
Подведем итоги
Рекуператор и система напольного обогрева потребляют значительно меньше энергии, чем применявшийся ранее тепловой насос. Водяные полы, работающие с 23.00 до 7 часов утра, когда действует пониженный тариф, прогревают перекрытие до 25–35°С, при этом температура воздуха в помещении держится на уровне комфортных 20–22°С.
Мансарда, соединенная с нижним этажом так называемым вторым светом, обогревается за счет естественного движения теплого воздуха вверх, под крышу.
При морозах –20...30°С (а в подмосковном регионе такая погода, как правило, стоит не более трех недель) система теплого пола переходит на круглосуточный режим работы, что не сильно сказывается на энергозатратах. А в случае аварийного отключения электроснабжения задачу по отоплению дома берет на себя печь-камин, причем убедиться в эффективности ее работы у хозяев повод уже был: в течение пяти январских дней, при температуре за окном около –25°С, дискомфорта в доме, обогреваемом только печью, они не ощущали.
Эковата, имеющая низкий показатель теплопроводности, летом слабо нагревается даже в жаркие дни, а значит, в доме не будет душно и можно обойтись без кондиционера, просто открывая окна на ночь
Зимой рекуператор забирает воздух для вентиляции из помещения остекленной веранды, где под лучами солнца он хорошо нагревается даже в морозные дни. А, например, ранней весной, при –6°С на улице, на веранде были все +35°С. Так что при температуре приточного воздуха всего ≈ 0°С отопление фактически не нужно.
Кроме того, свой вклад в обогрев помещений вносят и бытовые электроприборы, так как массивный контур утепления надежно удерживает каждую калорию тепла, выделяемую работающим компьютером, кухонной плитой, утюгом и т. п.