Место выхода дымового канала через крышу — это сложный конструктивный узел. Какие требования предъявляются к его выполнению, а также к высоте и расположению выступающей над кровлей части трубы?
Доверимся специалистам
Что касается высоты дымохода, в нормативном документе (СНиП
Основной постулат: чем ближе труба к коньку, тем лучше. В этом случае оголовок трубы (то есть та ее часть, которая выступает над крышей, а значит, находится в холодной зоне) будет совсем небольшим; таким образом, вероятность образования зимой конденсата в дымовом канале снижается. Выпадающий внутри, в самом устье или на защитно-декоративном зонтике трубы, конденсат, содержащий агрессивные вещества, отнюдь не безобиден. Он может стать причиной плохой тяги в камине или котле, порчи отделочного материала оголовка и кровли и даже сокращения срока службы дымохода.
Располагая трубу на большом удалении от конька, в частности в зоне карнизного свеса, надо учитывать, что она будет испытывать повышенные нагрузки при лавинообразном сходе снега с крыши. Чтобы предохранить дымоход от повреждения, следует обязательно смонтировать на скате систему снегозадержания
Многие придерживаются мнения, что дымоход вообще нужно выводить на линии конька. Это облегчает устройство узла примыкания в месте выхода трубы, а также, поскольку здесь не будет скапливаться снег, практически исключает возникновение протечек. Однако реализовать такое решение можно не всегда. Во-первых, потребуется стропильная система, где отсутствует несущая коньковая балка, либо создание в балке разрыва для дымохода и усиление ее опорами, что проблематично в случае мансардной крыши. А во-вторых, комплектующие для вывода трубы через конек выпускают только для каналов квадратного или прямоугольного сечения.
Чего кровельщики категорически делать не рекомендуют, так это выводить дымоход в ендове. Выполнение узла примыкания здесь сильно затруднено, а протечки почти неизбежны, ведь дождевая вода будет литься на трубу с двух скатов сразу, а зимой тут будет вырастать целый сугроб снега. Кроме того, потребуется серьезно усложнить стропильную конструкцию крыши.
Вывод дымохода через утепленную крышу
Как известно, слои паро- и гидроизоляции, защищающие утеплитель в «пироге» мансардной крыши, должны быть непрерывными по всей кровле. Кроме того, применяемые с этой целью полимерные пленки являются горючими. Возникает вопрос: как соблюсти требования СНиП по пожарной безопасности, гласящие, что между наружными стенками дымохода и элементами крыши из горючих материалов должно оставаться расстояние не менее 13–25 см (в зависимости от типа трубы)?
Специалисты предлагают превратить участок крыши, обнимающий дымоход, в отдельную зону: по бокам от трубы — с помощью стропильных ног, а сверху и снизу от нее — с помощью поперечных балок. Таким образом создается своего рода короб, размеры которого определяют на основании СНиП. Объем короба заполняют каменной ватой высокой плотности, это негорючий утеплитель, к тому же способный обойтись без паро- и гидрозащиты.
Примыкание изоляционных пленок «пирога» к коробу выполняют традиционно: надрезают их крестообразно, доводят края до стропил или поперечных балок и крепят гвоздями (скобами). Стыки герметизируют специальными лентами или клеевыми составами.
Чтобы дымоход не «пронзил» несущую стропильную балку или не пришелся на зону ендовы, его местоположение должно быть четко определено еще на стадии проектирования здания
Существует и другой подход к проблеме. Так как внешние стенки современных многослойных дымоходов, как правило, не нагреваются в зоне вывода через крышу более 60°С, то пленкам ничего не угрожает, а следовательно, их можно подводить прямо к трубе, фиксируя скотчем. При этом в слое гидроизоляции над трубой необходимо установить желобок из нержавеющей стали (или сделанный из той же пленки) для удаления влаги, попавшей под кровлю.
Важно! Делая выбор в пользу дымохода с теплоизолирующей прослойкой, следует учесть, что на температуру его наружной поверхности в месте вывода на крышу влияет целый ряд факторов: высота трубы, вид отопительного оборудования, толщина слоя теплоизоляции и др.
Вывод стальной трубы через карнизный свес утепленной кровли имеет определенное преимущество. Так как в конструкции свеса отсутствуют паро-, гидро- и теплоизоляционный слои, то, таким образом, отпадают проблемы с проводкой дымового канала через кровельный «пирог» с обеспечением непрерывности всех слоев и гарантией пожаробезопасности.
Существенно упростит задачу также вывод трубы через П-образный вырез в карнизном свесе, исключающий само наличие узла примыкания к кровельному покрытию. Правда, в этом случае придется предусмотреть дополнительный водосток в зоне выреза.
Однако нужно учитывать, что, будучи удаленным от конька, дымоход получится довольно высоким и будет испытывать серьезные ветровые нагрузки. А следовательно, для его укрепления понадобится система растяжек, для которой тоже придется обеспечить герметичный проход через кровлю.
Узел примыкания к кровельному покрытию
Главное при его устройстве — обеспечить отвод отсюда воды, стекающей по стенкам оголовка и по скату крыши, для чего вокруг трубы предусматривают фартук. Для дымоходов прямоугольного или квадратного сечения его создают с помощью комплектующих к кровельному покрытию. В случае кровли из керамической и цементно-песчаной черепицы применяют пластичные самоклеящиеся ленты (свинцовые, алюминиевые), которые приклеивают одним краем к трубе, а другим — к кровле. Чтобы исключить затекание воды под ленту, ее верхний край закрывают металлической планкой изогнутого профиля, фиксируют термостойкими дюбелями и обрабатывают стык кровельным герметиком.
На кровлях из гибкой черепицы фартук обычно формируют из ендовного ковра или рядовых черепиц, уложенных с заходом на трубу, а на металлочерепичных его делают из гладких листов того же материала.
Выполняя узел примыкания с той стороны дымохода, которая находится выше по скату, фартук обязательно заводят под кровельное покрытие. Таким образом, вышерасположенный элемент кровли будет накрывать его с перехлестом, что исключит возможность протечек
Разуклонка
Если ширина задней стенки дымохода (то есть обращенной к коньку) составляет более 80 см, то за трубой приходится устраивать разуклонку, или, иначе, разжелобок, — маленькую скатную конструкцию, представляющую собой перелом кровли, который будет разводить по сторонам потоки воды и не даст скапливаться здесь снежной массе.
Создание разуклонки — задача непростая. Ведь в этой зоне появляются две коротенькие ендовы, требующие такого же качественного исполнения, как и «настоящие».
Широкий дымоход создает и еще одну сложность: затрудняя вентиляцию подкровельного пространства, он делает необходимым установку на крыше специальных вентэлементов — аэраторов и пр.
Производители дымоходов круглого сечения (трехслойных утепленных конструкций в оболочке из нержавейки) выпускают готовые элементы, обеспечивающие герметичность узла примыкания трубы к кровле. Это так называемые проходы, состоящие из стальной подошвы и закрепленным на ней фартуком-колпаком. Чтобы не допустить их повреждения при температурных деформациях трубы, проходы жестко фиксируют только к крыше, а на стык колпака с трубой надевают «юбку» — стальной хомут с эластичной термостойкой прокладкой, который не позволяет воде проникнуть под фартук.
Встроенный в кровлю проходной элемент герметизируют отрезками термостойкой пластичной ленты (на основе свинца или алюминия) либо обрамляют специальной свинцовой деталью, придавая ей профиль кровельного рельефа. Обратите внимание: верхний край подошвы должен быть заведен под покрытие, а нижний — накрывать его с перехлестом.
Иногда, чтобы повысить герметичность металлической проходки, стальной лист подошвы монтируют поверх кровли, подводя его непосредственно под коньковый элемент. С точки зрения защиты от протечек решение надежное, но мало эстетичное.